Хасидская притча
Ребе Аарон из Карлина часто навещал своего наставника, Маггида из Межирича(1) . Когда он вернулся домой после одного из таких визитов, к нему пришли приятели-хасиды и стали засыпать его вопросами.
— Расскажи нам, чему ты научился! — выпытывали они. — Расскажи, что узнал!
Когда они наконец замолчали, ребе ответил: — Что я узнал? Ничто.
Усомнившись в том, что они правильно поняли Аарона, приятели переспросили:
— Что-что ты узнал от Маггида.
Помолчав, ребе повторил: — Ничто.
Уверенные, что ребе Аарон намеренно скрывает от них какое-то великое учение, его друзья спросили саркастически:
— Ага, ты то и дело мотаешься в Межирич к учителю, и что ты узнал в результате? Ничто?
— Именно, — ответил ребе, — мне стало доподлинно известно, что я — ничто(2).
1. Дов Вер из Межирича (1704 [?]—1772) — известен как Маггид (Проповедник) из Межирича. Он стал преемником Бешта и основал институт ребе — харизматических лидеров независимых хасидских общин.
2. На иврите «ничто» будет айн. Это же слово является одним из кабалистических имен Бога; Айн — Ничто, дающее начало всем вещам. Ребе Аарон не просто проявляет великое смирение; он также идентифицирует себя с Тем Единым, Который есть бесконечное множество.
Кто ты? Этот вопрос — сердце духовного поиска; от твоего ответа зависит, как ты проживешь свою жизнь. Ребе Аарон узнал, кто он, от Маггида из Межирича: «Я — ничто». Однако это не нигилизм.
На иврите «я» — «ани», а «ничто» — «айн». Кроме того, «Айн» — одно из каббалистических Имен Бога, которое, например, употребляется в сочетании Айн Соф — «Беспредельное Ничто». Бог — это Ничто, пребывающее во всем. Каббалисты обратили внимание на то, что слова ани и айн складываются из одних и тех же еврейских букв: алеф, нун и иод. Считается, что между словами, состоящими из одинаковых букв, существует некое глубинное тождество. Слова ани и айн — «я» и «ничто» — отличаются только порядком букв. Когда йод стоит на конце, получаем слово «я». Когда йод стоит в середине, получаем слово «ничто».
Одно из каббалистических толкований буквы иод — йада, то есть «сознание». Когда сознание обращено наружу, возникает «я». Когда сознание обращено внутрь, проявляется «Бог». Итак, что ты есть — внешнее «я» или внутреннее Ничто? На самом деле ты — и то, и другое. Духовная задача состоит в том, чтобы видеть Ничто в ином, когда ты — ани; и себя как Ничто, когда ты — Айн.
Источник: Р.Шапиро «Хасидские притчи»