Психология позитивного мышления — не такая уж глупая вещь, как многим кажется. Просто часто она, как это свойственно истине, рядится в одежды шутовства, чтобы её лучше поняли те, кто по-другому понимать не хочет.
Им надо, чтобы были клоуны и сладкая вата. Будут и клоуны, и сладкая вата — на книжных прилавках красивым веером выложены ярко-розовые брошюры, радующие глаз тех, кто один раз подавился академическим учебником и с тех пор «такого не ест».
Я хочу рассказать Вам о серьёзной подоплёке того, что многими отметается как «очередная чушь, выдуманная теми, кто зарабатывает на эре Водолея».
У практиков позитивного мышления есть такое упражнение. Они советуют человеку, который хочет что-то иметь или кем-то быть… вести себя так, как будто бы он уже это имеет… и по прогнозам учителей позитивного мышления, вскоре образ жизни «как бы» превратится в образ жизни «на самом деле».
Женщины — легковерны и сентиментальны, они редко с этим спорят. Не то — мужчины. Они очень любят высмеивать подобные упражнения, припоминая при этом известную поговорку «Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет».
Однако, пословицы — немного врут, как и всякий жанр, построенный на обобщении.
Пословицам про халву я противопоставляю в данном случае кое-что посерьёзней.
Образ жизни «как бы» притягивает образ жизни «на самом деле». Хотите знать, почему это так? Тогда читайте.
Француз Блэз Паскаль (математик, физик, теолог-янсенист и, главное — величайший философ) сформулировал ещё в 17 веке неординарную мысль, которая вошла в историю науки под названием «пари Паскаля».
Суть её, важная для нашего разговора, кратко сводится к следующему: если кто-то хочет поверить в существование Всевышнего, но не может этого себе позволить (например, по причине сильной рационализации), то просто, соблюдая все религиозные обряды, то есть, ВЕДЯ СЕБЯ КАК ВЕРУЮЩИЙ, этот человек, рано или поздно, придёт к настоящей вере.
Погодите спорить. Вот, что пишет Паскаль. Этот человек был гений, да?
Желаемое (в данном случае это — вера) приходит в результате действий типа «как будто бы желаемое уже есть». Вот, что здесь важно!
Человек начинает жить по новому распорядку, он регулярно ходит в церковь, читает соответствующую литературу — и постепенно проникается её аргументацией. К тому же, он видит, что упорядоченный образ жизни положительно сказывается на его душевном и физическом здоровье…
«Чем Вы рискуете, сделав такой выбор? — говорит Паскаль — Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творящим добро человеком, способным к искренней, истинной дружбе. И с каждым шагом по избранному пути все несомненнее будет для вас выигрыш».
Давайте отвлечёмся от аргументов «за» и «против» религиозной веры. Давайте вернёмся к сути.
Эти идеи Паскаля продолжил через много лет другой философ — Ханс Вайхингер.
Для начала он ввёл понятие социальных вымыслов. Что же это такое?
Социальный вымысел — это то, про что мы не можем сказать — так оно на самом деле или совсем по другому. Нам на это просто не хватит жизни, чтобы выяснить истину!
И поэтому мы спокойно принимаем ту точку зрения, которая нам ближе всего по духу и — выстраиваем свою жизнь в соответствии со сделанным наобум, не разумным, выбором. И вскоре этот выбор начинает определять черты нашего поведения. А поведение вводит нас в новое состояние, дарит новые шансы…
Вайхингер предлагал такую метафору. Люди стоят перед хаосом и неразберихой фактов и переживаний неведомого им бытия. В оба уха остальное человечество неустанно кричит им свои тысячи разных точек зрения…
И тогда люди, как некто, потерявшийся в темноте, решают, что «чем просто сидеть, надо куда-то идти — всё равно куда». Так люди создают себе системы, чтобы организовать своё продвижение по этой жизни, избегая полной бессмыслицы.
Ну а затем… Затем люди принимают эти простые системы за истину.
Вот эти вот «социальные вымыслы» и становятся одним из самых важных факторов, которые влияют на наше поведение. Вайхингер говорил: на людей больше воздействуют их ожидания, чем реальный опыт.
Этот подход он назвал фикционализмом или же:
философией «если бы».
А через небольшое время австрийский психотерапевт, и ученик Фрейда, Альфред Адлер развивает эту теорию дальше. Вот, что он напишет:
«Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни, поэтому в конечном счёте люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут».
Вот эта цепочка мыслителей: Паскаль (со своим «пари Паскаля»), Вайхингер (со своими социальными вымыслами, конституирующими бытие) и наконец, внедривший это всё в массы — Адлер, и заложили основы для психологии нью-эйдж.
То есть, психология нью-эйдж, она не от шаманов с острова Тимбукту и не от бабок в деревне, гадающих по внутренностям курицы…
Самая модная нынче идея: «Веди себя так, как будто ты уже это имеешь — и тогда ты будешь это иметь» это результат долгого развития европейской философской мысли, далёкой от колдовства и коммерческих натяжек, выдумывающихся издателями ради быстрой выгодной продажи своего книжного товара.
Какие «социальные вымыслы» мы конструируем?
Вот, например, в некоторых семьях из поколения в поколение передаётся мысль о том, что мужчина нужен в семье только для того, чтобы оплодотворить дочь и дать ей возможность стать матерью… одиночкой. Исходя из подобных теорий, мужчина не способен быть полноценным членом семьи: либо из-за того, что он чересчур слаб либо из-за того, что он чересчур агрессивен. В любом случае, «счастья с ним не будет» — и поэтому его надо побыстрее выгнать, как трутня из улья трудолюбивых пчёл.
Сообразно с этой установкой (социальным вымыслом) люди начинают вести себя так, как будто бы они уже это имеют — приглядываются к жизненным историям про очень плохих мужей, сортируют мир по принципу «чёрненькое — нам».
А что же делать, если вдруг реальность подаст им совсем другого мужчину, хорошего? Что Вы! Они будут бессознательно выбирать те сценарии поведения, при которых хорошего мужчину им не встретить никогда.
Ну а если, наперекор их стратегии, им всё-таки попадётся хороший мужчина? А тогда, как в шутку говорил Гегель: если факты не совпадают с нашей теорией, тем хуже для фактов! В данном случае, тем хуже для мужчин.
Поведение женщины тогда вдруг резко становится таким нелогичным и агрессивным, таким фатальным для брака, что любой «хороший мужчина» звереет и становится «плохим», то есть поддаётся на манипуляцию и совершает непоправимо глупые поступки. Как только его, как клеща, выдавят из семьи, женщины тут же успокаиваются и в доме воцаряется мир. Их поведение опять становится логичным, а выдавленный муж не понимает, что это с ним такое было? А просто он попал в семью амазонок, передающих из поколения в поколение вирус женского «одиночества». Никакой мистики — одна психология.
Позитивные социальные вымыслы. Пример первый.
Самый главный и широко известный позитивный социальный вымысел — это «великая американская мечта». Это вера в то, что любому рядовому человеку не закрыт путь на самые верхние ступени общества… Вот так просто. «Равенство шансов», называется это по другому.
Когда на человека воздействует со всей мощностью именно такое ожидание, то он, не смотрит на опыт вокруг себя (все в нашей деревне — либо алкоголики либо сидят. В МГИМО поступают только по блату). Он понимает, что этот так называемый опыт — всего лишь очередные социальные вымыслы других людей, только негативные. И он при, прочих равных, предпочитает выбирать то, что ему ближе. Что лучше: одна миллионная золотого шанса или полный беспросвет?
Вот тогда и срабатывает закон «пари Паскаля». Перефразируем же Блеза Паскаля так: «Если Вы будете жить в соответствии с верой в то, что паренёк, родившийся в деревне, может стать дипломатом и президентом, что Вы теряете? Вы только приобретаете! Вы решаете не пить и не водиться с теми, кто через год сядет. Вы покупаете костюм и долго учитесь перед зеркалом вязать галстук. Вы учите все предметы на «пять». Вы читаете много книг не относящихся к программе. Вы, в конце концов, добиваетесь чего-то отличного от того, чего добиваются люди, научившиеся пить самогон не закусывая в 12 лет…
И с каждым шагом по избранному пути всё несомненнее будет для вас выигрыш такой веры. Вы поймёте, что даже если «американская мечта» это — миф, то жить так, как живёте теперь Вы, гораздо лучше, чем жить так, как живут те, кто плюётся ядовитой слюной на ваше мировоззрение…» Примерно так бы сказал Паскаль.
Второй пример позитивного социального вымысла
Есть «социальная вера» в то, что женщина ухоженная, которая регулярно посещает кабинет косметолога и уделяет внимание своему гардеробу, скорее найдёт себе достойного её партнёра, чем женщина не ухоженная.
Что Вы теряете, если начинаете следовать этой вере? Как говорил всё тот же Паскаль, только «расходы на таинства и иные церковные поборы». Ну, там, ещё отказываете себе в удовольствиях во время поста (диеты :):))
А что приобретаете взамен? О! Даже если к Вам в полночь не приедет на коне сэр Герман, Вы всё равно будете чувствовать себя прекрасно. Ибо с каждым шагом по избранному пути всё несомненнее будет для вас выигрыш от такой веры. Вы-то будете сравнивать себя со своими товарками, и не в их пользу.
Апология халвы…
Ну, а теперь скажем же и несколько слов в защиту тех, кто любит повторять пословицу про халву.
«Сколько ни говори халва, а во рту слаще не станет»…
Я только недавно поняла — как верна эта пословица!!! Сколько в ней мудрости…
Итак, два унылых примера.
Унылый пример №1
Человек покупает новое платье и вешает его в шкаф. Далее, он публично сетует на то, что ну никак не получается это платье надеть, «выгулять»…
Казалось бы, ситуация простая. Человек «упал», сам встать не может и «тянет к вам руки», мол, помогите. Вы протягиваете руку помощи, то есть начинаете рассказывать, что нужно сделать для того, чтобы мечта о «выгуле» платья реализовалась. Предлагаете волшебный психологический пендель.
Но не тут-то было!!!
Оказывается, человек был неправильно понят. «Мечта о выгуле платья» это всего лишь повод для:
а) жалоб на то, как трудна жизнь матери двухлетнего ребёнка, с целью
б) попытки завоевать всеобщее одобрение и восхищение. А точнее, попытки упрочить свою репутацию «матери-перфекционистки, которая жертвует практически всем ради своего дитяти»…
Сколько бы такой человек ни говорил «хочу надеть платье» (халва-халва), неискренность его мечты (на самом деле, как мы видим, он мечтает совсем о другом!) не позволит этой «мечте» реализоваться.
Реализуется другая мечта — подлинная, все признают, что «ты и правда очень хорошая мать и тебе и вправду очень тяжело». Исполнение этой мечты принесёт человеку полное удовлетворение, особенно если его по данному вопросу тревожили подспудные сомнения (но это уже другая история)…
Унылый пример №2
Турпоездка в Париж: Я не хочу тебя, чувак!
Чувак: Я тоже не хочу тебя. Я просто использую тебя, чтобы быть несчастным…
Другой вот человек сетует на то, что приобретя себе загранпаспорт и выбрав страну своей мечты, он так и не может никуда поехать — «нету денег».
Человеку приводится пример, как некая пенсионерка, живущая на пенсию в шесть тысяч рублей, отказывает себе во всём целый год, (покупая на рынке по бросовой цене третьесортные овощи), но летом едет в автобусный (!) тур в свою любимую Европу, где и ходит по музеям сколько душе угодно.
Далее человеку в утешение говорится следующее: возможно Вы не так уж и хотите поехать в Париж? Может быть, это просто потребительская мода на такие поездки заставила Вас этого «хотеть», быть «как все»?
На что человек отвечает что-то типа: «А у Вас, доктор, вся спина белая, борода — рыжая, и вообще Вы дурак, доктор».
Сколько ни будет такой человек говорить «хочу в турпоездку» (халва-халва), он так никуда и не поедет. И моя бравая старушка тому — веским доказательством. Видно, у того человека есть мечты и поважнее, чем поездить по Европе пока ещё есть силы…
Почему я придираюсь?
Да всё ведь дело в том, что в месседже этих людей, решающих свои невротические проблемы и упоённо играющих в берновские игры, сквозит одно сообщение, заражающее всю ноосферу вокруг: «Да не верю я в эту вашу позитивную психологию. Не работает она!»
Не она не работает, господа. Вы — не работаете. Причём — головой.
«Хау!», — как говорят индейцы из западных штатов.