Первое рождение происходит с нами случайно. Ничего не подозревая, мы появляемся на свет, приветствуя этот мир возмущенным криком: «Что это вы себе позволяете? Сейчас же верните меня обратно!» Это рождение физиологическое, оно отделило нас от мамы, заставило самостоятельно дышать, просить о пище, регулировать температуру собственного тела, испытывать все прелести законов физической реальности, ощущать голод и холод, чувствовать, что у тела есть потребности.
Второе рождение должно случиться с нами позже. Оно может произойти как в двадцать пять, так и в пятьдесят, а может не произойти вообще. На этот раз мы должны родиться из системы родительских убеждений, вылупиться из скорлупы предписаний и сценариев, которые оставило нам наше детство, из потребности соответствовать представлениям окружающих о себе, из стремления быть полезными для кого-то, из зависимости от внешней оценки и одобрения.
Это рождение психологическое. Оно заставляет нас брать на себя ответственность за свои отношения, промахи и неудачи, ценить себя вне зависимости от нашей полезности или бесполезности (с точки зрения современной культуры и общества), планировать собственную жизнь, не брать на себя ответственность за жизнь и счастье других людей, не считать себя жертвой обстоятельств, задаваться вопросом «Зачем?», а не «Почему?», считать себя уместной и ценной и любимой, позволять себя свои желания, заявлять о своих нежеланиях.
Второе рождение будет посложнее первого. Психологическое рождение необязательно. Можно функционировать и на уровне первого рождения. И тогда, сожалея об упущенной возможности родиться второй раз, мы говорим себе: «Ничего, другие же живут, и ничего», «Ну не хуже, чем у других». Кроме этого, ответственность – более сложная штука, чем игра в «жертву обстоятельств и плохих людей».
«Жертва» – самый распространенный и социально одобряемый образ жизни в нашем обществе. Перестав быть жертвой, мы рискуем потерять одобрение окружающих, да и часть окружающих тоже.
Чем отличается второе рождение от первого? Предвестники второго рождения придут в вашу жизнь в виде недовольства тем, как вы проживаете ее сейчас, в виде понимания того, что именно вы делаете не так, в виде осознания некоторых убеждений, которые мешают вам, в поиске примеров, как можно действовать по-другому, в посещении психологических тренингов и семинаров.
Это первые две полоски на тесте вашей психологической беременности самим собой. Теперь у вас есть время выносить все эти чувства, ощущения, эмоции. За это время вы будете чувствовать страх перед переменами, будете рассуждать, что сейчас все известно и безопасно, а как будет «там» – неизвестно и непонятно, не будете знать, с чего начать, попытаетесь найти кого-нибудь, кто примет за вас «правильное» решение (надеюсь, что он откажет вам), будете откладывать «на потом» другие варианты вашей жизни.
Но продолжаться бесконечно это не может (так же, как и в случае с физиологической беременностью) и придет время родов. Это страшно, порой больно, не всегда предсказуемо, не так как обычно, напряженно, некрасиво. И тут вы совершаете свой последний выбор. Например, соглашаетесь пройти через это и ныряете в процесс перемен и обновления, чтобы родиться вновь.
Или отказываетесь. В последний момент вы говорите «нет, это не для меня, подожду еще». И не рождаетесь. В случае физиологической беременности врачи вмешиваются в процесс и стимулируют роды, чтобы избежать гибели ребенка.
А кто вмешается в ваш процесс? Кто поможет вам родиться? На кого еще вы рассчитываете? На ком лежит ответственность за ваше второе рождение? Как долго вы будете откладывать себя на завтра?
Помните, это никогда не будет легко, безболезненно, просто, безопасно. Сложность, страх, неуверенность, отсутствие опоры – это цена, которую мы должны заплатить за себя, вновь рожденных.
Любите себя и своих близких.
Автор: Юлия Минакова