Замечали ли вы когда-нибудь, что наша жизнь сплетена из множества случайностей и напоминает причудливый и непредсказуемый узор, разрастающийся самоподобными и в то же время неповторимыми ветвями? И мы живем, угадывая в этих узорах и контурах то, чем хотели бы быть.
Мы находим себя в случайностях? Возможно. Человеческое восприятие самих себя и окружающего мира обладает сильным стремлением к образности и ассоциативности. Даже в случайных контурах (например, облаках), пятнах света и тени, визуальном впечатлении от расположения звезд на ночном небе мы способны увидеть намеки на образы лиц, животных, фигур, сюжетов.
Возможно, это наш способ осознать свою сопричастность огромному и многообразному миру. Ничего удивительного, что в изобразительном искусстве должна была рано или поздно появиться техника, основанная на сочетании случайности и ассоциативного восприятия.
Эта техника дает рисующему большую свободу как в изобразительном, так и в сюжетном плане. Она часто используется психологами, но на самом деле возникла задолго до того и совсем не для того. Я рассказываю о монотипии.
Она не является в чистом виде ни живописью, ни графикой, она – их счастливый синтез. Мы наносим краску (любую) на печатную поверхность (от стекла до фанеры), прикладываем лист бумаги, прижимаем, аккуратно снимаем, получаем единственный и неповторимый отпечаток и начинаем угадывать в нем либо то, что мы с самого начала планировали изобразить, либо то, что нам подсказывает ее Величество Случайность.
Существует широкий спектр технических разновидностей монотипии, результаты одних из них более предсказуемы (это технически сложные виды монотипии), другие почти не предсказуемы, но при этом просты и доступны любому.
Самый простой и самый непредсказуемый вид монотипии дает широкие изобразительные возможности для человека, владеющего кистью, и обучающие возможности для начинающего. Последнее обстоятельство особенно интересно для нас.
Чему же может научить монотипия? Многому. Например, это отличный демонстратор того, какие цвета и оттенки получаются при смешивании. Ведь когда мы прикладываем к печатной поверхности с краской лист бумаги и прижимаем его, краски под ним растекаются (если это, например, акварель) и произвольно перемешиваются друг с другом, рождая сочетания и нюансы, которые человек, который пока еще мало знаком с наукой создания оттенков, вряд ли ухитрится найти самостоятельно.
А тут все довольно ясно и наглядно. Главное – уметь наблюдать и анализировать. Наблюдательность и аналитические способности вообще дают нам большие возможности самообучения в самых разных сферах.
Монотипия может подсказать композиционные ходы. Как ни странно, спонтанно расположившиеся на бумаге цветовые пятна довольно легко объединяются в композицию, и внутреннее чутье (все мы умеем ориентироваться в пространстве и находить в нем главное, смысловой центр) начинает подсказывать нам, как доработать изображение, где и что дорисовать (ведь отпечаток можно потом дополнять: дорисовывать детали, фигуры и т.д. кистью, пером, карандашом).
Монотипия тренирует наше воображение и умение увидеть, способность разглядеть в наплывах краски облака, лес, цветы, море, наряд участницы венецианского карнавала, ночную улицу, дерево в осеннем уборе и многое другое.
Кроме того, монотипия учит обобщению, цельности видения, не дает слишком увлечься второстепенным – лишними деталями, дробностью цветов, светлого и темного. Она позволяет быстро создать общий цвето-тональный фон вашей работы, ту основу, которую можно дополнять, используя графические и живописные приемы.
Еще один существенный плюс – при перепечатывании краски на поверхности бумаги возникает интересная фактура, которую не создать нарочно ни заливкой, ни мазком кисти. Даже если вы используете для этого какой-либо один цвет, получается неординарная основа для дальнейшей работы. На таком фоне могут расположиться фигуры, сюжеты, пейзажи, натюрморты, нарисованные линией или написанные цветовыми пятнами, а сам фон будет придавать работе оригинальность и законченность.
Конечно же, художественная монотипия не является чем-то совсем простым, не требующим усилий, дающим быстрый и впечатляющий результат сразу, без навыка и опыта. Но мастерство приходит путем множества неудачных попыток и постоянных экспериментов.
Но даже достигнув успехов и многому научившись, мы увидим, что совершенство все ещё где-то в недостижимой дали перед нами. Главное – не бояться начать этот путь. Вся наша жизнь и деятельность – постоянное приобретение опыта.
Когда-то мы не умели ни ходить, ни говорить, но научились. А рисовать – так же естественно для любого человека, как держать равновесие при ходьбе и танце, как преобразовывать отдельные звуки в слова и вербальные образы, как владеть тональными нюансами голоса. Это неотъемлемая часть нашей жизни. И монотипия может нам помочь в ее освоении.
Автор: Айше Мухамедьярова
© Shkolazhizni.ru
Иллюстрации из личного архива Айше Мухамедьяровой